gototopgototop
 
 
 
 
 
 
 
 

СПОРТ ДЛЯ УМНЫХ

Алексей Шонин     Шашки – древняя игра, требующая выдержки, собранности и блестящего интеллекта. Об этом сложном и интересном спорте мы поговорили с «многостаночником» Алексеем ШОНИНЫМ. Алексей – шестикратный чемпион России, призёр чемпионатов мира и Европы, президент федерации шашек Челябинской области, вице-президент федерации шашек России, заместитель директора СДЮСШОР по шахматам и шашкам и просто талантливый тренер.

СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ

     – Алексей, в каком возрасте вы пришли в шашки?
     – Серьёзно заниматься начал в 7 лет. Учился в школе № 112 в Тракторозаводском районе, и уже в первом классе у нас был урок шашек. Директор – Александр Тимофеевич Тутачиков – посчитал интересным и полезным ввести в учебную программу интеллектуальную игру. Занятия проводил профессиональный тренер Валерий Николаевич Белоусов. Именно тогда и появилась любовь к шашкам, проявился талант.
     – В семье кто-нибудь занимался шашками?
     – Профессионально никто, но играть я начал дома. Азам учил дедушка. Часто соревновался в шахматах и шашках с тётей. Поэтому когда пришёл в школу, правила игры понимал хорошо.
     – Как близкие относятся к вашей деятельности?
     – Всегда только поддерживали, радовались моим успехам. Семья-то спортивная. Мама Елена Михайловна до сих пор играет в волейбол, сейчас уже в ветеранской команде. Папа Сергей Александрович – любитель хоккея, играл профессионально в юношеские годы. Брат Михаил пошёл по стопам отца.

ПО КАРЬЕРНЫМ СТУПЕНЯМ

     – Алексей, ваша деятельность включает множество аспектов. Какое из направлений работы можете назвать приоритетным?
     – Действительно, в этом виде спорта удаётся проявлять себя с разных сторон. Сам спортсмен, принимаю участие в международных соревнованиях. Правда, в последнее время немного меньше стал заниматься личной спортивной деятельностью. Кроме того, получил ранг судьи соревнований и являюсь международным арбитром. Отсудил уже несколько чемпионатов мира. Сейчас по мере возможности принимаю участие в судействе международных и всероссийских соревнований. Помимо этих видов деятельности довольно много времени занимает и общественная работа председателем областной и вице-президентом Всероссийской федераций. Каждое из направлений требует внимательного подхода, поэтому трудно выбрать приоритетное.
     – А как складывается ваша работа в спортивной школе?
     – В школу пришёл в 2005 году. Сначала взяли на свободную ставку педагога-организатора, а уже через три месяца спортсменом-инструктором. В 2006 стал тренером-преподавателем, набрал группу воспитанников и начал с ними заниматься. На этом поприще у нас уже есть успехи: Кристина Ватолина (2004 г.р.) стала чемпионкой России среди женщин, а Савва Заика (2006) – победителем Кубка России среди мужчин. Челябинская школа считается одной из сильнейших. Всё потому, что у нас хорошо развита система передачи воспитанников от тренера к тренеру, в зависимости от уровня подготовки.
     – Как вам удаётся совмещать все обязанности?
     – На самом деле, сейчас от тренерской деятельности мне пришлось официально отойти. В 2010 году был назначен на должность заместителя директора школы, и совмещать и то, и другое полноценно не получается. Но могу сказать, что продолжаю работать с детьми индивидуально.
     – Быть признанным мастером в своём деле – серьёзное достижение, но не каждый спортсмен способен передать свои секреты подрастающему поколению. У вас есть какой-то особый подход к подготовке будущих чемпионов?
     – Да, действительно, не каждый гроссмейстер может стать хорошим тренером. Всё дело в том, что я вижу подготовку спортсмена как систему работы. Она включает не только индивидуальную работу тренера. Это и труд родителей, и желание самого ребенка, и внешнее общение. Обязательно должна быть совокупность подготовки. Сам прошёл все ступеньки от начинающего до квалифицированного спортсмена. Пришлось на своём опыте осознать, что значит не уметь играть в шашки. Приходилось анализировать, какие ошибки были в подготовке меня как спортсмена. Сегодня стараюсь учитывать эти недочёты и применять полученный опыт в обучении своих воспитанников. А в остальном, наверное, везение, что способные ребята попадают именно ко мне.

Слева направо: гроссмейстеры Петр Чернышев и Антон Беликов и международный мастер Алексей Шонин – команда четырехкратных чемпионов России по шашкам (2011-2013)

ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНЫЕ И ВОСПИТАННИКОВ

     – Чего удалось добиться вашим подопечным в последнее время?
     – Недавно мы вернулись из Лоо, где проходило первенство России по стоклеточным шашкам. В этом виде давно не участвовали, но, несмотря на это, Савве за счёт развитых качеств – счёта, дальновидности, тактического видения – удалось занять два первых места и одно второе. Он принёс школе три медали, в том числе в классической программе, которая является приоритетной. Это хороший результат.
     А буквально месяц назад приняли участие в первенстве Европы в Белоруссии, которое проходило по русским шашкам и шашкам-64, на котором также не остались без медалей. Заика занял второе и третье места, а Ватолина собрала полный комплект медалей.
     Чемпионами страны стали Владислав Крупников (в своём возрасте), Елена Хасипова и Дарья Кириллова (в командном зачёте), Татьяна Пяткова (по обратным шашкам), и это только в 2013 году.
     – Алексей, а в личной копилке, какая награда самая важная и дорогая?
     – Все награды достаются в тяжёлой борьбе. Но, наверное, можно отметить участие в прошлом году в составе сборной России на командном чемпионате мира – наряду с Сергеем Белошеевым и Олегом Дашковым. Мы получили три серебряных медали. Это наиболее значимые награды мирового уровня. Кроме того, мы были победителями и призёрами командного чемпионата Европы. Я шесть раз становился чемпионом России: четыре – в составе команды и дважды – в личном зачёте по обратным шашкам. Каждая победа всегда требовала и эмоциональной зарядки и физических сил.
     – А какой турнир можете отметить как самый необычный?
     – В 2008 году участвовал во Всемирных интеллектуальных играх в Китае, где удалось попробовать себя в таком виде шашек, как чекерс. Это американская версия. Правила толком не знал, но интуитивно, за счёт близости этой игры к традиционным шашкам, удалось выступить достойно. На первых же соревнованиях выполнил норматив международного мастера.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

     – Что изменилось в подготовке юных шашистов со времён вашего обучения?
     – Появились инновационные технологии: видеоуроки, программы, в которых ребята могут анализировать свою работу. Например, сейчас одна из моих учениц находится в Москве, и мы с ней занимаемся с помощью компьютерных программ на расстоянии. Я оставляю комментарии, она читает, что-то записывает к себе в тетрадь, анализирует. Так мы готовимся к предстоящему в августе чемпионату мира в Болгарии.
     Молодые тренеры более адаптированы к новым информационным технологиям, наверное, в этом их преимущество в системе подготовки спортсменов.
     – Популярны ли шашки сегодня у молодежи?
     – Желающих заниматься всегда было много, но наши возможности не позволяли принять всех. По сравнению с предыдущими годами тренерский штат школы расширился, соответственно, увеличилось количество занимающихся, стало больше групп, стараемся больше ребят привлекать к профессиональному спорту.
     – Сколько сейчас воспитанников у СДЮСШОР?
     – В целом школа включает три интеллектуальных вида: шахматы, шашки и го. Всего у нас обучается около 1500 детей. Небольшое преимущество у шахмат – около 600 человек, у шашек – 500. Есть ещё 350 ребят, которые занимаются в клубе «Торпедо». Наши тренеры проводят уроки и в общеобразовательных школах, и в детских садах. Но эти дети уже не числятся в школе олимпийского резерва.
     – Дошкольники тоже обучаются интеллектуальным видам спорта?
     – В последнее время детские сады очень заинтересованы именно в игре в шашки. Большим толчком послужило введение шашек управлением образования в Спартакиаду детских садов с 2012 года. Дети пяти-шести лет с горящими глазами играют, воспитатели за них болеют. После первого опыта многие садики стали к нам обращаться с просьбой выделить им тренера. За два последних года многих преподавателей привлеки к этой деятельности: один наставник охватывает несколько садиков.
     – С какого возраста можно приступать к занятиям шашками?
     – Как раз недавно мы проводили небольшую аналитику. Выяснилось, что шашками можно и нужно заниматься уже с четырёх лет, когда ребёнок начинает размышлять и понимать, что и как делать.

Алексей Шонин

ШАШКИ – СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ

     – Что даёт занятие шашками?
     – Для малышей – развитие усидчивости, внимательности. Ребятам постарше шашки помогают в развитии интеллектуальных способностей, логического характера. Школьники, которые занимаются интеллектуальными играми, где приходится думать, анализировать, считать на несколько ходов, лучше осваивают технические науки. У шашистов практически не бывает проблем с математикой. Когда человек думает, развиваются аналитические способности, он учится предвосхищать ситуации, в том числе в последствие и жизненные.
     – Это выводы из личного опыта?
     – Совсем недавно я защитил диплом магистратуры по теме «Социальная роль интеллектуально-игрового всеобуча в формировании личности». В 2008 году на базе нашей школы был запущен эксперимент по внедрению интеллектуальных игр в общеобразовательный процесс. На призыв откликнулись 29 школ города. Мы предложили на выбор более 20 интеллектуальных дисциплин. Как правило, школа выбирала себе два-три предмета. Это были шашки, шахматы, го, рендзю, нарды, головоломки, теория решения изобретательских задач, японские кроссворды. Наша задача состояла в том, чтобы организовать методический кабинет в своей СДЮСШОР, разработать программу для обучения педагогов. Для увеличения массовости привлекли учителей общеобразовательных школ: обучали их, давали методики, дидактический материал, сопровождали во время эксперимента. А они уже доводили до детей материал. Были проведены срезы и результаты показали, что игры положительно влияют на формирование личности ребёнка.
     – Поддерживают ли сегодня молодых и перспективных спортсменов?
     – Если на зрелищные и олимпийские виды спорта обращают более пристальное внимание, то нам приходится, придумывать что-то инновационное, доказывать свою значимость результатами. На данный момент мы довольно перспективно и положительно сотрудничаем с органами государственного управления.
     – Власть не оставляет без внимания, а коммерческие организации помогают талантливым ребятам?
     – Тут дела обстоят по-другому. Если раньше могли что-то давать, то сейчас стало намного сложнее. Бизнес реагирует довольно слабо. Есть ряд фабрик, которые выделяют подарки для детей, предоставляют бесплатно воду на соревнования и билеты в зоопарк для участников турниров. Поддержка хоть и не большая, но всё же есть.
     – Алексей, что вы можете сказать молодому поколению, чтобы заинтересовать таким видом спорта как шашки?
     – Нужно понимать, что просто так ничего в жизни не даётся, и для того, чтобы чего-то добиться, необходимо, прежде всего, думать. А интеллектуальные игры этому и учат. Заниматься шашками очень перспективно. Кто ими увлечён, тот, скорее всего, добьётся успехов и в жизни.

Дарья Глухова. Фото из архива А.Шонина

 
 

 
 

Реклама (18+)

КОНТАКТЫ

youporn.red fetishtube.cc redrube.mobi tube8.online
e-mail: sevensport@yandex.ru

Все права на авторские материалы, фото- и видеоизображения, статьи и т.п., находящиеся на сайте www.sevensport.ru, являются объектом исключительных прав, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Полное или частичное использование без согласования с редакцией «7 ДНЕЙ СПОРТА» рассматриваются как нарушение прав собственности в соответствии с действующим законодательством. Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения. Использование материалов допускается только при наличии прямой активной ссылки на сайт www.sevensport.ru.
© «7 дней спорта» 2011-2018

 

 

7 дней спорта - Новости спорта Челябинской области