gototopgototop
 
 
 
 
 
 
 
 

Роман НЕЧАЕВ: «РЕБЕНОК ИДЕТ НЕ В ВИД СПОРТА, А НА ТРЕНЕРА»

     26 мая на базе детского дома № 14 прошел традиционный турнир по вольной борьбе «К вершинам спортивного мастерства». Не первый год инициатором проведения соревнований становится СДЮСШОР № 10 по борьбе и пулевой стрельбе Челябинска. При поддержке администрации Курчатовского района, спортивная школа устраивает для детей детского дома и других участников настоящий праздник с парадом, состязаниями и призами. Прошедший турнир был совмещен с подведением итогов спортивного года. Отличившиеся участники получили премии и подарки, которые вручили почетные гости – хоккеисты команды «Трактор» Антон Бурдасов и Андрей Попов. О работе с детским домом, о тренерской деятельности и большом спорте рассказал редакции сайта «7 дней спорта» старший тренер отделения вольной борьбы СДЮСШОР № 10 Роман НЕЧАЕВ.

НЕ ДЕЛЮ ДЕТЕЙ НА «ДЕТДОМОВСКИХ» И ОСТАЛЬНЫХ
     – Как давно началось сотрудничество вашего отделения с детским домом № 14? Роман Нечаев - вольная борьба
     – С 2004 года. Директор СДЮСШОР, Сергей Халабов, предложил открыть филиал на базе детского дома. Переговорили с руководством учреждения и начальником Курчатовского района. Все одобрили данное начинание. Выделили помещение, в котором постелили маты и начали работать. Было составлено расписание, по которому тренеры приезжают и занимаются с воспитанниками.
     – Для детей это «обязаловка» или по желанию?
     – Только по желанию. Но, как правило, это желание распространяется практически на всех воспитанников. Мы с ними не только борьбой занимаемся, поэтому ребята и тянутся к нам. Им ведь главное внимание. Мы соорудили хоккейный корт, летом играем в футбол, вывозим на каток, в бассейн. Наша главная задача – приучить к систематическим занятиям спорта. И она достигается совместной работой тренеров и детей. Например, Дарья Перумян в 2006 году стала призером первенства России, лауреатом президентской премии. Ирина Бакунова – чемпионкой страны-2011.
     – Режим тренировок и специфика работы отличаются от школьных?
     – Не делю воспитанников на «детдомовских» и остальных. Вся разница в том, что в школу родители привозят детей, а в детский дом приезжаю сам, при чем не только по расписанию, часто бываю в свободное время: мяч гоняем, шайбу.

НАШИ ДЕВУШКИ – ЖЕНСТВЕННЫЕ И СПОРТИВНЫЕ
     – Вы сотрудничаете с детским домом восемь лет, а как давно существует само отделение борьбы в школе?
     – С 2004 года и существует. Практически одновременно начали развивать отделение в СДЮСШОР № 10 и открыли филиал в детском доме.
     – За эти годы изменилось что-то в детях, в их отношении к спорту?
     – С каждым годом всё больше кажется, что 10-летние сейчас взрослее, чем их ровесники раньше. А в целом, дети есть дети.
     – В названии отделения звучит формулировка «вольная борьба», но готовите вы спортсменов и по греко-римской. Чем отличаются эти направления?
     – В греко-римской борьбе захваты ниже пояса запрещены, а в вольной – нет. Вольная – более вариативная борьба. Но все остальное одинаково, поэтому в мире существуют федерации объединенной борьбы. Повсеместно активно развивается женская вольная борьба, особенно после включения данного вида в программу Олимпийских игр в 2004 году. В этом направлении также ведем работы. Достигли определенных успехов: у нас есть призер первенства России-2009 – Ольга Безрукова, которая была включена в состав сборной страны.
     Для нас существует один минус: сталкиваемся с рядом стереотипов со стороны родителей, что вольная борьба – не женский вид спорта. Надеюсь, в скором времени эти «взгляды» изменятся. Посмотрите на наших девушек – все они женственные, спортивные.
     – Какие нюансы в этом виде?
     – Девочки не такие скоростные, в их поединках больше техники. Но, в общем, приемы и правила те же самые, что и у мужчин.
 
Роман Нечаев - вольная борьба

     – Сейчас много ребят приходит заниматься борьбой?
     – Очень много. Но постепенно часть отсеивается – понимают, что это не их.
     – Воспитанники изначально выбирают один из подвидов борьбы или все начинают с общих основ?
     – Набираем девочек и мальчиков 10-11лет в группу начальной подготовки. Пройдя её, они определяются: мальчишки чаще всего всерьез «уходят» в греко-римскую борьбу, а девочки – в женскую вольную. Иногда направляет тренер, который видит, к чему у ребенка наибольшие способности. Но обычно ребята даже не замечают этих переходов, т.к. в школе все друг с другом знакомы, живем дружно, всех детей знаем поименно и из каких они семей.
     – Почему такое строгое ограничение по возрасту – с 10 лет?
     – Это регламентировано уставом школы. Но бывают и исключения: пришел ребенок 8-9 лет, развитый физически, у которого есть медицинские показания к занятиям, мы обязательно возьмем его. Самое главное, дети принимаются только со справкой от врача с разрешением заниматься этими видами спорта.
     – Борьба – травматичный вид?
     – Скажу так: не самый. Тут многое зависит от хорошей разминки.
     – Какие задачи стоят перед спортивной школой?
     – Развить спортсмена. Борьба – совокупность многих видов: и регби, и футбола, и легкой атлетики. Поэтому даем на занятиях не только технику самой вольной или греко-римской борьбы. Но у любого тренера есть, помимо задач, еще и мечта – найти и воспитать чемпиона. Для этого нужно осуществлять постоянный набор, вести наблюдения за детьми на улице и в зале, быть рядом с ними и заниматься ими.
     – Существует мнение, что физкультура – благо для здоровья, а профессиональный спорт – вред. Ваше учреждение – школа олимпийского резерва, т.е. и уровень подготовки соответствующий…
     – Всё зависит от подхода к занятиям и тренера, и спортсмена. Профессиональный педагог всегда объяснит, что здоровье зависит от режима дня и питания. Если ребенок и родители эти требования выполняют, то риск сводится к минимуму. Но соглашусь, спорт высоких достижений – это огромная нагрузка на организм.
 
ТРЕНЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ
     – Роман Игоревич, а почему вы выбрали занятия борьбой?
     – Как любой ребенок, перепробовал много кружков: и судомодельный, и барабанный, и гитарный. Затем попал в секцию борьбы к Федору Баймуратову, у которого и остался. А намного позже и сам стал тренером, хотя в юности никогда не думал, что стану им.
     – А стать профессиональным спортсменом желание было?
     – Было. Но в маленьких городах – я родом из Еманжелинска – уровень не тот для достижения такой цели.
     – Вы имеете высшее педагогическое образование. Как думаете, тренеру оно помогает или любой спортсмен может стать им, воспитывать ребят?
     – Образование в любом случае помогает. Спортсмен может заняться воспитанием ребят на начальном уровне, но если хочешь быть хорошим тренером, нужно прочитать очень много специальной литературы, знать психологию спорта, быть профессиональным педагогом.
     Признаюсь, в педагогику не сразу пришел. Родители хотели, чтобы я стал инженером. Но оказалось, что это – не «моё». Спустя время, осознал, что хочу тренировать детей и решил поступить в пединститут.
     – А свои дети занимаются спортом?
     – Да, младшая дочь Полина с детства в борьбе.
     – Вы её привели или ей самой захотелось?
     – Конечно, я привел. Она учится рядом со спортивной школой. После занятий всегда приходила ко мне, ждала в тренерской комнате. Стал ее постепенно заводить в зал, пробовать привлекать, в лагерь брал, обещал участие в соревнованиях. Так она и пошла в борьбу. Даже выигрывала первенство округа, хотя не собирается связывать свою жизнь с большим спортом. Тем не менее, её не надо уговаривать заниматься, сама бегает на тренировки, не пропускает.
 
Роман Нечаев - греко-римская борьба
 
ССЫЛАТЬСЯ НА НЕДОСТАТОК ЧЕГО-ТО – НЕ МОЙ ВАРИАНТ
     – Ребятам приводите какие-то примеры, формируете идеалы, чтобы им хотелось заниматься спортом, тренироваться?
     – Наш идеал – это патриот своей страны, своего вида спорта, гражданин и человек с большой буквы. Это и прививаем. После прочтения очередной книги, обязательно делюсь впечатлениями о ней с ребятами – если мне очень понравилось, стараюсь заразить их. Мы в постоянном контакте с детьми. Рассказываю и о великих спортсменах – не обязательно из нашего вида спорта, но и из других. Считаю, что детям станет скучно, если заниматься с ними только тренировками и ничем больше.
     – Удается влиять на детей таким образом?
     – Показатель тут такой: дети к тебе «липнут», значит, ты – интересен и нужен им. Всегда считал и считаю, что ребенок идет не в вид спорта, а на тренера. Вряд ли каждый 10-летний мальчишка может точно сказать, что он хочет стать борцом, пловцом или танцором. Единицы.
     – Что должно привлекать детей в спорте: высокие достижения или большие деньги?
     – А что плохого, если и то, и другое? Ребенок увидел, что спортсмен за своё достижение получил помимо медали или кубка денежную премию, и пошел в спорт после этого, плюс приложил все усилия, чтобы добиться желаемого. Молодец! Другое дело, когда он мечтает о миллионах, а сам ничего не делает для достижения цели.
     – Чего не хватает вам в вашем виде спорта?
     – «А мне всегда чего-то не хватает: зимою – лета, осенью – весны» (улыбается). Но в целом думаю так: школа есть, условия в этой школе имеются, дети приходят, поэтому ссылаться на то, что чего-то не хватает – для меня не вариант.

Юлия Казанцева

 
 

 
 

Реклама (18+)

КОНТАКТЫ

e-mail: sevensport@yandex.ru

Все права на авторские материалы, фото- и видеоизображения, статьи и т.п., находящиеся на сайте www.sevensport.ru, являются объектом исключительных прав, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Полное или частичное использование без согласования с редакцией «7 ДНЕЙ СПОРТА» рассматриваются как нарушение прав собственности в соответствии с действующим законодательством. Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения. Использование материалов допускается только при наличии прямой активной ссылки на сайт www.sevensport.ru.
© «7 дней спорта» 2011-2018

 

 

7 дней спорта - Новости спорта Челябинской области